АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиДругое 14.03.2019, 02:322

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезнью

Трагедия, о которой поспешили забыть все.

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезньюКогда-то неуступчивый и одарённый полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» носился по футбольному полю, но теперь всё это кажется другой жизнью. Сейчас голландец Фернандо Риксен ценит каждый новый день и бесстрашно сражается с заболеванием двигательных нейронов.

Мы находимся в хосписе Андрея Первозванного в шотландском Эрдри, неподалёку от Глазго. Фернандо Риксен начинает подавать первые признаки усталости после более часа непрерывных вопросов. Его можно понять: давать ответы он может только при помощи глаз. Напоследок мы спрашиваем, если что-то ещё, что он бы хотел упомянуть в материале. После небольшой паузы он обращает глаза к экрану для того, чтобы выбрать слова, которые впоследствии зачитает голосовой генератор: «Мою жену, чтобы получить очки одобрения!»

На его лице появляется намёк на улыбку, а в глазах появляется искринка. Вся комната тем временем заполняется звуками смеха. 42-летний уроженец Херлена потерял многое, но не чувство юмора. Один этот факт поражает, ведь он находится на последней стадии прогрессирующей – и неизлечимой – болезни.

Риксен защищал цвета сборной Нидерландов, был капитаном «Рейнджерс» и играл за АЗ, «Фортуну» из Ситтарда и петербургский «Зенит». В октябре 2013 года у него диагностировали заболевание двигательных нейронов. Тогда ему сказали, что он проживёт не больше 18 месяцев. Но сейчас 2019 год, и он продолжает хвататься за жизнь, привлекать внимание общественности и отшучиваться. Всё это – несмотря на практически полную неподвижность и неспособность разговаривать. Мы считаем, что он невероятно смел, но сам Фернандо так не думает: «Я просто движусь вперёд, ничего особенного. За меня всю работу выполняют другие. Я просто сижу и указываю, что делать».

Больше всего его вдохновляет Изабелла – его шестилетняя дочь. Её фотография в рамке стоит на откидном столике у компьютера прямо перед ним. Несколько недель назад она посетила папу и украсила его гардероб семейными фото. Повсюду можно найти открытки; на кровати лежит одеяло с символикой «Рейнджерс», а со стула свисает шарф «Фортуны».

Дом Риксенов располагается неподалёку от Валенсии, и он отчаянно хочет вернуться. В шотландской больнице он оказался, потеряв все силы от перелёта в Глазго в октябре на благотворительное мероприятие. Но ухудшившееся здоровье не даёт вернуться.

Рядом с ним сидит его жена Вероника, которая ухаживала за ним круглые сутки. В Валенсии она мыла, одевала и кормила Риксена, но сейчас она не в состоянии продолжать. Хоспис Андрея Первозванного – благотворительная организация, частично существующая на государственные деньги – является лучшим местом для бывшего футболиста. Здесь он и проведёт свои последние дни.

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезнью

Изабелла пока не в состоянии это понять. «Самолёт домой рано, в семь утра», – отметила Вероника. Она русская – с мужем она познакомилась, когда тот выступал за «Зенит». «Изабелла думала, что Фернандо вернётся с нами». Когда мы объяснили, что это невозможно, никто не мог сдерживать слёзы. Теперь дома она каждый день спрашивает, когда папа вернётся. Для меня это самое сложное».

Сама Вероника прекрасно знает, каково это – терять родителя. Когда ей было шесть, из её жизни ушёл её отец. «Она думает, что её отец другой, что он уже старый. Мне нравится, что она пока считает так – я не хочу, чтобы ей было ещё сложнее; она и так по нему сильно скучает».

«Я не хочу её расстраивать и объяснять в деталях всё произошедшее. Она понимает, что он не может говорить или ходить. Она понимает многое, но не его смертность».

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезнью

Вот уже более пяти лет Риксен жил с пониманием, что конец неминуем. Заболевание двигательных нейронов – явление редкое и неизлечимое. Оно поражает нервы и мышцы, и в основном затрагивает людей, которым уже 60 или 70. Оно всегда заканчивается смертью. В 50% случаев пациенты умирают в первые два года. Один из трёх умирает в первые 12 месяцев.

Сам Риксен не ищет жалости. «Жалость к себе ничего не изменит». Впрочем, в его голове есть много других эмоций – например, злоба. «Я злюсь на болезнь. Я злюсь, что завишу от других. Сам я не могу ничего. Это тяжело».

Подпирая шею подушками, он сидит в кровати, а перед ним компьютер – его единственный способ связываться с остальными. Его глаза выступают в качестве мыши, благодаря чему он может общаться в WhatsApp, сёрфить интернет и делиться мыслями. Это впечатляет.

Когда мы спрашиваем, страшно ли ему, Риксен отвечает: «Сложно сказать. Я не боюсь смерти. Но когда я теряю возможность дышать, это страшно. Когда я задыхаюсь – тогда да, я боюсь».

Несмотря на несколько религиозных образов в его комнате, Риксен признаётся, что с трудом находит в себе силы на веру. «Я уважаю взгляды любого, но сам я с религией не соприкасаюсь, особенно после болезни. Я не верю, что какой-то бог на такое способен».

Риксен всё ещё чётко выражает свои мысли, и с радостью делится своим мнением относительно чего угодно – и в том числе эвтаназии, которая в Нидерландах легальна. Она позволяет людям со смертельными болезнями добровольно попрощаться с болью и уйти из жизни с честью. «Я понимаю их решение, но сам я так не хочу. Я слишком люблю жить – я не готов уйти».

Любой, кто знал Риксена-футболиста, не удивится его боевитости и нежеланию сдаваться. На поле он был бойцом, каких поискать – да и за пределами мягким его не назовёшь. В «Боевом духе» – его автобиографии без купюр – он признаётся, что хотел жить на всю катушку и тусить каждый день». Книга была написана незадолго до диагноза. Он жил ярко и громко, тратил деньги без задних мыслей и, по его же словам, «перебарщивал с алкоголем, наркотиками и девочками».

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезнью

Первоначально правый защитник, он был одним их виднейших игроков тех Нидерландов. С «Рейнджерс» он взял семь трофеев, а с «Зенитом» – четыре. Его карьере в сборной помешал буйный характер – например, инцидент в Минске в 2003, когда после победы над командой Беларуси он напился и выбил две двери в отеле. Дело в том, что он забыл, в каком номере его разместили, и сначала – по ошибке – выбил двери Руда ван Нистелроя. На автобус сборной он успел, но больше в оранжевых цветах не играл.

Это одна из многих «алкогольных» историй его бурной молодости. Легко понять, почему во время презентации книги на голландском телевидении многие сочли его невнятную речь за результат опьянения. Тогда он, в октябре 2013 года, не сдержался и рассказал, что случилось.
Момент хорошо помнит Винсент де Врис – близкий друг и гострайтер. Он тогда был одним из зрителей: «Первые десять секунд Twitter был заполнен гневными речами: «Посмотри на говнюка, опять бухой!», а после его слов про болезнь всё в миг сменилось, и он стал героем. Это был самый яркий момент того года на телевидении».

Риксен не считает себя ролевой моделью и верит, что отношение публики к нему практически не изменилось: «Тогда все думали, что я просто безумец. Теперь я безумец с болезнью мотонейрона».

Его битва с недугом была публичной с самого начала. Через день после нашего интервью он появился на благотворительном мероприятии в клубе бывших военнослужащих в Глазго – совсем недалеко от стадиона «Айброкс». Поразительно, что он всё ещё находит в себе силы общаться со незнакомцами. Он всё ещё упивается вниманием к себе и считает шум таких мероприятий схожим на «финал кубка».

Он приезжает в восемь вечера – в помещение его вкатывает Вероника. Тут же раздаётся громогласный шум аплодисментов – 250 человек выражают своё уважение Фернандо; среди них – бывшие одноклубники Грегори Виньяль и Начо Ново. «Я всегда говорю, что хотел бы команду из 11 Риксенов. Посмотрите на него – он продолжает бороться», – говорит Ново.

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезнью

Риксен взял с собой компьютер, и аудитория безудержно смеётся над его историями. Как-то он швырнул директора «Рейнджерс» Джона Макклилланда в бассейн в Афинах прямо в преддверии игры ЛЧ. Как-то он прилетел на тренировку на вертолёте, потому что боялся опоздать. Как-то в Глазго он, наклюкавшись текилы, проснулся голый рядом с незнакомой женщиной. Оглянувшись, он осознал, что находится на вражеской территории. «Я выглянул в окно и офигел: Паркхэд! [родина «Селтика» – прим. переводчика]

Всем было весело, и сам Риксен остался доволен. Во время мероприятия удалось собрать несколько тысяч фунтов, и каждый мог сфотографироваться с футбольным кумиром. Желающих много – очередь выстроилась на полкомнаты.

В какой-то момент к микрофону подходит человек и объявляет, что он – болельщик «Селтика». Опасно – зал под завязку набит поклонниками «светло-синих». «Фернандо, ты был занозой для меня, как болельщика. Но я безмерно уважаю тебя – потому я и здесь. Ты меня вдохновляешь».
На часах почти 11, и остаётся только провести лотерею. Риксен ставит песню Fernando группы Abba, народ смеётся и плачет. К счастью, вечер был успешен. Это важно – помимо всех проблем, Риксен остаётся без денег. «У нас есть только его пенсия – 1300 евро в месяц. На это мы живём. Потому он и проводит такие мероприятия», – признаётся Вероника.

Это ещё один грустный слой его и без того трагической истории. Будучи футболистом, Риксен никогда не копил деньги на чёрный день, и уж точно не был готов к тому, что случилось. Не считая недвижимости в Испании, которую он делит с бывшей женой Грасьелой, у него не осталось ничего. При этом за недвижимость Грасьела держится обеими руками – правовой спор длится уже очень долго.

Он понимает, что и сам виноват. «Да, я растратил целый денежный Эверест. Но во всяком случае было весело».

В те времена за ним следовали самые разные прихлебатели, но теперь не остался почти никто. Есть Де Врис, который сдружился с Риксеном во время написания автобиографии – он общается с ним каждый день. Есть Рой Кнез – друг из Нидерландов. «У него не много друзей», – неуверенно отмечает Вероника, тактично отказавшаяся комментировать отсутствие родственников.

Что касается футбольного мира, то, по словам Де Вриса, одной руки хватит для того, чтобы пересчитать всех бывших одноклубников, которые всё ещё о нём пекутся. Кто-то навещал хоспис – например, Марко Негри, итальянец, выступавший за «Рейнджерс». В январе его навестили Негри, Рональд де Бур и Йорг Альберц. Но на вопрос о том, как он относится к таким посещениям, он ответил неуверенно: «Смешанные чувства. Я рад всех видеть. Но это и напоминание того, что я потерял».

Риксен продолжает с удовольствием смотреть футбол по телевизору и поддерживает близкие отношения с бывшими клубами. «Фортуна» в 2014-м провела специальный матч в его честь, назвала его именем трибуну и поставила статую. «Рейнджерс» тоже не остался в стороне: в январе 2015-го прошёл благотворительный матч, который посетили 42 тыс. заплаканных зрителей. Его много раз приглашали обратно: «Они классные. Если я попрошу билеты, мне всегда всё организуют».

Без денег, без надежды, без друзей. Экс-полузащитник «Зенита» и «Рейнджерс» Фернандо Риксен рассказывает о битве со смертельной болезнью

Но единственное, с чем никто не может помочь, это его здоровье. «Я никогда не слышала про заболевание двигательных нейронов», – признаётся Вероника, которая вышла замуж за Фернандо спустя шесть месяцев после вердикта врачей. «Я молилась, чтобы это был не рак. Но теперь… я не могу сказать, что «лучше бы рак», но, поверьте, болезнь мотонейрона не пожелаешь никому. Это ужасное заболевание. Рак хотя бы позволяет разговаривать и двигаться, и может отступить. Тут же… шансов нет».

И Риксен это знает. Он признаётся, что те, кто считает, что «после» он избавится от страданий и окажется в лучшем мире, полностью правы. Думает ли он о том, как это будет? «Нет. Я наперёд не заглядываю. Стараюсь жить каждым днём».

Автор: Стюарт Джеймс, The Guardian
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ

Донат для Фернандо Риксена можно сделать здесь.
Автор: alvesh83
+11