АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиДругое 2.11.2021, 14:270

«Челси» нидерландского разлива, или как «Витесс» пережил нашествие легионеров

Скромный нидерландский клуб отказывается от старых ярлыков.

«Челси» нидерландского разлива, или как «Витесс» пережил нашествие легионеровКогда на тебя нацепят ярлык, избавиться от него может быть очень сложно.

В Нидерландах «Витесс» уже давно называют ФК «Голливуд на Рейне». Имя появилось в восьмидесятых годах, когда клуб чуть не прекратил свое существование, и не было забыто ни в девяностые с их долгами и разборками, ни в нулевые с обвинениями в мошенничестве.

Пожалуй, нет ничего удивительного, что именно «Витесс» первым в Нидерландах перешел в руки иностранных владельцев. Это случилось 11 лет назад, и с тех пор сторонние наблюдатели с удовольствием придумывали новые обидные кричалки и прозвища. Причин для насмешек было предостаточно. Например, грузинский предприниматель Мераб Жордания сначала появился, а затем и исчез из клуба. Причина? Он пригрозил, что отрубит пальцы исполнительному директору Йосту де Виту.

В последние 10 лет появилось новое прозвище — «Челси Б». Дело в том, что именно сюда «Челси» ссылает огромное число своих футболистов в аренду.

Формально соглашения заключено не было, но все все понимали. В 2017 году The Guardian копнул глубже и выяснил, что директор «Челси» Евгений Тененбаум, один из приближенных Романа Абрамовича, принимал участие в покупке клуба Жорданией. В этом ему помогал Пол Хигрен — руководитель инвестиционной компании Millhouse Capital. В 2013 году его место занял Александр Чигринский, тоже близкий знакомый российского миллиардера.

Последним на этой позиции появился россиянин Валерий Ойф. В прошлом вице-президент Сибнефти, по большей части принадлежащей Абрамовичу до сделки с Газпромом, он также работал генеральным директором Millhouse и руководил Highland Gold Mining Limited, в совет директоров которой входили Тененбаун и Евгений Швидлер, тоже из «Челси».

«Как-то забавно, — говорит де Вит. — Я вижу, как в аренду приходят футболисты со всей Европы, но путь они проделывают один. Просто поскольку в дело ввязаны русские, многие ожидают какой-то подвох. Но ничего не происходит. Да, владелец хорошо знаком с господином Абрамовичем. Но в футболе все друг друга знают. Это нормально. Сделка оказалась выгодна обоим участникам, так что же тут такого?»

В принципе, ничего. Только вот связка «Челси»—«Витесс» все равно удивляет.

С момента покупки «Витесса» Жорданией прошло более 11 лет, и с этого момента «Челси» отправил в аренду не менее 28 футболистов. В сезоне 2015-16 здесь играло пятеро представителей английского гранда — Льюис Бейкер, Айзая Браун, Доминик Соланке (представители молодежной сборной Англии), серб Данило Пантич и бразилец Натан. Многие клубы сетовали на то, что их соперник получил нечестное преимущество.

Жордания же наоборот утверждал, что его клуб только страдает. В 2014-м он заявил, что «Витессу» не дают окрепнуть, и что «никто в Лондоне не хочет, чтобы он стал чемпионом или вышел в Лигу чемпионов».

Оба клуба отвергали такие заявления, но Королевский футбольный союз Нидерландов провел расследование и не выявил никаких нарушений. Также не было найдено доказательств того, что «Челси» влияет на политику голландской команды.

«Челси» нидерландского разлива, или как «Витесс» пережил нашествие легионеров

К тому моменту ярлык резервистов «Челси» накрепко прилип к команде из Арнема — и болельщики этому были не рады. Они, впрочем, особо не возмущались, ведь благодаря сделке в 2017 году случилось знаменательное событие — впервые за 125 лет клуб выиграл трофей. Не были они прочь видеть Бейкера, Маунта или Брою в желто-черных футболках. Но верных болельщиков все же коробило, что их гордый клуб, основанный в 1892-м (раньше, чем «Аякс», «ПСВ», «Фейенорд» и даже «Челси»), превратился не более чем в сателлит иностранного гранда.

Хуже всего то, что ярлык потерял актуальность. Шесть лет назад «Челси» отправил в Арнем шесть игроков, но с тех пор количество легионеров падало: четыре, четыре, три, два и один в прошлом году — Броя. В этом сезоне «Тоттенхэму» предстояло сыграть с «Витессом», у которого в составе не было ни единого футболиста «синих».

Это очень интересно — никто не ожидал, что поток иностранцев иссякнет, ведь тренд не только не утратил актуальность, но и даже наоборот.

Когда «Челси» резко стал отправлять своих подопечных в «Витесс» в 2010-м, многие удивились — так не делал никто. «Манчестер Юнайтед» имел схожую договоренность с «Антверпеном» в девяностых и нулевых, когда бельгийский клуб помогал не только развивать молодых талантов, но и позволял им получить разрешение на работу в Великобритании. Именно так заветную бумажку получили Дун Фанчжо и Сулейман Мамам. Но уже давно как клубы охладили свои отношения. То же можно сказать об «Арсенале» и «Беверене» — еще одном бельгийском клубе.

В наши дни такие соглашения — норма. У «Манчестер Сити» есть сеть из десяти клубов по всему миру, и в этом сезоне пять игроков уже отправились в аренду в «Труа» во Франции», три — в «Жирону» в Испании и пять — в «Ломмел» в Бельгии.

Нельзя забывать и про тесные отношения «Уотфорда» и «Удинезе» — оба клуба принадлежат семейству Поццо. «Лестер Сити» отправляет своих игроков в бельгийский «Ауд-Хеверле Лёвен», тоже принадлежащий Аяватту Шривадданапрабхе. Отношения «Вулверхэмптон Уондерерс» с цюрихским «Грассхоппером» тоже набирают обороты.

Именно так клубы АПЛ пытаются обойти запреты после «Брексита», мешающие им подписывать молодых игроков. В таком контексте еще страннее видеть угасание отношений с «Витессом».

Если верить источникам в «Челси», связь с «Витессом» — никогда формально не существовавшая — такая же крепкая, как и раньше. Есть мнение, что видимый упадок — это временное явление. Аренда Брои в прошлом голу оказалась триумфом для обоих клубов, но времена, когда можно было спокойно отправить пять игроков в другую страну, остались позади. Порой «Витесс» был рад такой схеме, а порой — не совсем. Тут в пример можно привести пример сезона 2015-16, когда Бейкер был хорош, а вот Браун, Соланке, Пантич и Натан так и не смогли вписаться в состав, в то время как «Витесс» завершил сезон на девятой строчке в Эредивизи.

Не так давно Соланке признался, что Арнем не был его «любимым местом», и что он был одним из многих, кто скептично относился к идее ссылать футболистов гранда в голландский клуб средней руки. Далеко не каждый выпускник академии Кобхэм сумел показать себя так, как это удалось, например, Маунту.

Тренерский штаб «Витесса» тоже не всегда был уверен, что это к лучшему: когда резко приходит много новичков, футболисты грозят разделиться на лагери, каждый со своей целью. При этом новички никогда не будут беспокоиться о будущем команды, которую они все равно покинут.

Йоханнес Шпорс — бывший главный скаут «Хоффенхайма», «РБ Лейпциг» и «Гамбурга» — стал техническим директором «Витесса» 18 месяцев назад. По его мнению, связью с «Челси» можно было пользоваться, но не в ущерб собственной скаутской сети. Его целью было расширить селекционный отдел и превратить «Витесс» в клуб первой четверки.

Одно не меняется: оба клуба неохотно раскрывают детали своих отношений. На все вопросы они отвечают одинаково: «как и раньше, мы тесно сотрудничаем». В последние годы стали чаще говорить о «взрослении» обоих клубов и новом взгляде на арендную политику. Этим летом было много разговоров, но все-таки стало понятно, что «Витесс» не стоит на месте. В 2013 году Петер Бош открыто заявлял, что «вариантов мало, так что мы постучимся к «Челси». Сейчас у команды из Арнема прибавилось гордости и амбиций.

«Челси» тоже усложнил свою модель и стал рассматривать различные варианты аренды, которые бы лучше подошли тому или иному футболисту. При этом ребят не просто отправляют в «ссылку»; они продолжают контактировать со своим основным клубом. Больше такого не будет, чтобы в Арнем сразу отправилось пять воспитанников.

«Челси» нидерландского разлива, или как «Витесс» пережил нашествие легионеров

В сезоне 2015-16 «Челси» отправил в аренду 38 футболистов. Шестеро из них проделали этот путь дважды. Всего это 44 сделки по аренде. В этом сезоне «всего лишь» 22 футболиста отправились играть в другое место. В это число входят взрослые игроки вроде Дэнни Дринкуотера, Бабы Рахмана, Тьемуэ Бакайоко и Миши Батшуайи, которого, конечно, вообще хотели бы продать. А вот число молодых игроков в аренде существенно сократилось.

«Челси» всегда отрицал обвинения в том, что они «запасаются» игроками. Теперь они сменили тактику и стараются подходить к каждой аренде с большим вниманием. Например, «синие» готовы чаще продавать молодых игроков (Фикайо Томори, Марк Гехи, Тино Ливраменто, Льюис Бейт, Ике Угбо), а не отдавать их в годовую аренду. Изменились и места назначения.

Из 44 аренд в 2015 году 29 игроков отправились за границу. В этом сезоне из 22 только девять заиграли в других странах — два в Италии и по одному во Франции, Испании, Австрии, России, Словении, Турции и Бразилии.

Валлийский защитник Итан Ампаду, австриец Тьерно Балло и англичанин Тино Анджорин отправились в «Венецию» в Италии, «Рапид» из Вены и московский «Локомотив» соответственно, но большинство осталось в Англии — как правило, в АПЛ. Среди них — Билли Гилмор, Конор Галлахер и Броя.

Еще совсем недавно «Челси» и другие ведущие клубы АПЛ с опаской отправляли своих воспитанников в Чемпионшип, который казался им слишком опасным и неконкурентным местом назначения. Все стало меняться после появления новых тренеров, отдающих предпочтение владению мячом и развитию молодых футболистов. Один сезон в «Дерби Каунти» под предводительством Фрэнка Лэмпарда позволил Маунту выйти на новый уровень. И «Челси» надеется, что тот же Дюжон Стерлинг проделает такой же путь в «Блэкпуле» под надзором молодежного тренера Нила Кричли, в прошлом работавшего в «Ливерпуле».

В прошлом бытовало мнение, что один сезон в Нидерландах мог подготовить неопытного игрока к первому составу «Челси» или другого клуба. Неманья Матич и Слободан Райкович из первой волны арендованных, вернулись из Арнема и тут же присоединились к «Бенфике» и «Гамбургу» соответственно. Патрик ван Анхолт провел в Арнеме два с половиной сезона, после чего был продан в «Сандерленд» летом 2014 года.

Как правило, после года в голландском клубе футболист «Челси» либо поднимался в первый состав, либо уходил в другой клуб. Во всяком случае, на это был расчет.

Но со временем стало понятно, что так получается далеко не всегда. Даже Маунт, попавший в символическую сборную сезона 2017-18 в Эредивизи, не смог пробиться в основу и отправился набираться опыта в Чемпионшип. Если бы Лэмпарда не назначили главным тренером «Челси», Маунт бы, скорее всего, повторил этот путь и в новом году. А ведь Маунт — это, по сути, лучший пример того, как система работает.

Со временем стало очевидно, что аренда в «Витесс» — это не путь в основу, а промежуточная остановка между еще одной или двумя арендами в Чемпионшипе.

Броя оказался редким исключением.

Юный албанец забил 10 голов в прошлом сезоне «Витесса» и помог команде пробиться в первую четвёрку, дойти до финала Кубка Нидерландов, а также принять участие в дебютном розыгрыше Лиги конференций. Он успел отметиться в АПЛ и дважды в Кубке Английской футбольной лиги. По сути, все это время работы с «Витессом» не принесло особо красивых историй об успехе. Матич в конце концов вернулся, а Маунт сейчас — звезда «Челси», но это, в общем-то, и все. Броя, даже на этой стадии, кажется третьим удачным примером.

После не самого удачного старта сезона (проигрыш 3:0 дома «Виллему II», 5:0 на выезде с «Аяксом» и 4:1 дома у «Твенте» в первых пяти играх) форма «Витесса» улучшилась. В воскресенье он одержал победу со счетом 1:0 в гостях у своих соседей и главных соперников НЕК, которую болельщики праздновали так бурно, что трибуна на стадионе «Гоффертстадион» рухнула. К счастью, никто не пострадал.

Эти послематчевые сцены, однако, дали понять, что у этого клуба более чем серьезная поддержка.

Посещаемость стадиона в течение последнего десятилетия была разной, но Де Вит предполагает, что связь с «Челси» помогла клубу набрать силу в сложный период для голландского футбола. Он отвергает мысль о том, что эти отношения могли каким-то образом навредить репутации или гордости «Витесса».

«Да, это правда, что все смеются над тем, какой большой у нас стадион (построенный для чемпионата Европы 2000 года, который принимали Нидерланды и Бельгия)», — говорит бывший исполнительный директор «Витесса». — Но этому клубу более 125 лет. Вы не теряете свою индивидуальность только потому, что у вас есть два или три арендованных футболиста».

«Отношения с Челси помогли. Клуб с оборотом в 20 миллионов евро обычно не смог бы подписать такого игрока, как Мэйсон Маунт. Цена была бы слишком высока. Но эти игроки помогли «Витессу» выиграть матчи, что позволило им взять кубок и попасть в еврокубки. Все это помогает клубу становиться сильнее».

Одна из целей Шпорса состоит в том, чтобы «Витесс» восстановил репутацию клуба, который взращивает игроков элитного уровня. Это означает более долгосрочный подход к набору персонала, а не упор на краткосрочные аренды.

В любом случае, подход «Челси» изменился, да и произошли изменениями в правилах ФИФА, которые ограничивают количество доморощенных игроков, которых клуб может отдавать в аренду за рубеж в течение одного сезона. Все это приводит к ситуации, когда интересы двух клубов больше не кажутся столь тесно связанными.

Это, конечно, может измениться, если «Челси» захочет пойти по пути «Манчестер Сити» и создать сеть клубов, чтобы обойти правила после «Брексита». Как бы ни случилось, сам «Витесс» смотрит вперед. Тут четко дали понять, что как в прошлом, так и в будущем клуб будет чем-то большим, чем просто «Челси Б».

Текст: The Athletic
Перевод: Денис КОШЕЛЕВ
Автор: Serge
0